Daididau

DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ DAIDIDAU.KZ
  • ThePlus Audio

ЖЕТЫГЕН

Национальный казахский инструмент

Один из самых известных казахских инструментов жетыген считается возрожденным, т.к. его очевидные древние корни вдруг исчезли в середине 19 века и снова появились в 20 веке. Инструмент по форме напоминает гусли и выглядит как вытянутая коробка. Что очевидно из названия, у жетыгена (жеті — семь, ән — песня) семь струн, сделанных из конского волоса.

Согласно легенде, жил однажды в одной деревне старик, у которого было семеро сыновей. В один год на эту деревню обрушился сильный джут (массовый падеж скота), люди голодали. Этот голод не обошел и дом старика. Один за другим начали умирать его драгоценные сыновья. После смерти своего самого старшего сына Каны, убитый горем старик взял кусок высохшего дерева, натянул на него первую струну и исполнил күй «Қарағым» («Мой родной»). После смерти второго сына старик натянул вторую струну и сыграл күй «Қанат сынар» («Разбитое крыло»), третьему сыну Жайкелды он исполняет «Құмарым» («Любимый мой»), четвертому, Бекену, «От сөнер» («Погасшее пламя»), пятому сыну, Хауасу, «Бақыт көшті» («Утерянное счастье»), шестому сыну Жуласару — «Күн тұтылды» («Затмившееся солнце»). И после утраты последнего младшего сына Кияса, старый отец с горечью натянул последнюю седьмую струну и исполнил күй «Жеті баламнан айрылып құса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»). Кюи, сочиненные им, получили дальнейшее развитие, и дошли до нас в виде завораживающей композиции под названием «Жетiгеннiң жетеці» («Семерка Жетыгена»). Реконструкцией потерянного инструмента занимались в 60-х годах 20 века мастер Оразгазы Бейсембаев и этнограф-исследователь Болат Сарсенбаев.

К счастью в одном из печатных изданий сохранилось детальное описание инструмента. При воссоздании инструмента группа мастеров постаралась так усовершенствовать его, чтобы он мог быть не только сольным, но и мог быть включен в оркестр. В настоящее время возрождено количество струн так, что их теперь оно может достигать 23.